Расторжение госконтракта по инициативе исполнителя чтобы не попасть в реестр недобросовестных исполнителей. - А.ЗАКОН

А.ЗАКОН
Перейти к контенту
Расторжение госконтракта по инициативе исполнителя чтобы не попасть в реестр недобросовестных исполнителей.

При каких условиях исполнитель вправе расторгнуть госконтракт и не попасть в реестр недобросовестных исполнителей?



Возможно ли и при каких условиях расторжение в одностороннем порядке исполнителем государственного контракта? Как при этом не попасть в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)?


Разберемся с этим вопросом


img

Чем регулируется


И так, система закупок для государственных нужд регулируется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В статье 2 указанного закона сказано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов.


Положения указанных нормативно-правовых актов, при соблюдении определенных условий, дают возможность исполнителю по государственному контракту в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств и расторгнуть контракт.


Условия юридической ситуации


img

Возьмем, например, государственный контракт на оказание возмездных услуг для государственных нужд. Пусть это будут услуги по техническому обслуживанию и поддержанию в исправном состоянии какого-нибудь оборудования (системы видеонаблюдения, например).

Представим, что исполнитель не учел всех рисков, которые по факту возникли после заключения контракта и находится на распутье: терпеть убыток, но выполнять контракт или отказаться от его исполнения.

Если отказ от выполнения контракта более выгоден, то можно рассмотреть вопрос о возможности его расторжения по следующим основаниям.


Во-первых, для решения вопроса о возможности расторжения исполнителем в одностороннем порядке государственного контракта необходимо изучить данный контракт на предмет выяснения - закреплено ли в нем право исполнителя на односторонний отказе о исполнения контракта. Если такое право закреплено, необходимо им воспользоваться.


Во-вторых, если в контракте не закреплено право исполнителя на односторонний отказе от исполнения контракта, необходимо выяснить – закреплено ли в контракте право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта. Если данное право закреплено, то согласно части 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как правило, указанное положение содержится в большинстве государственных контрактов.

В условиях контракта может быть закреплена и стандартная фраза из рассматриваемого закона (ч. 8 ст. 95): «государственный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Указанная фраза также подразумевает право исполнителя (как и заказчика) на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В случае если в государственном контракте не закреплено право исполнителя или заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта, то контракт в одностороннем порядке исполнителем расторгнут быть не может.


Основания, закрепленные в гражданском законодательстве


img

Допустим, право исполнителя на односторонний отказ от исполнения контракта так или иначе закреплено. Теперь необходимо подобрать для его реализации основания закрепленные в Гражданском кодексе.

Так, применительно к нашему примеру, согласно статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:


непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.


Согласно части 3 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Отметим, что согласно части 22 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.


Таким образом, в нашем примере необходимо официально уведомить заказчика о допущенных с его стороны нарушениях контракта (обстоятельства, указанные в части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если заказчик в течение 10 дней с момента получения уведомления о нарушениях условий контракта не устранил нарушения или возникшие неблагоприятные обстоятельства, контракт можно расторгнуть. О намерении расторгнуть контракт и о том, с какой даты исполнитель считает контракт расторгнутым можно сразу сообщить заказчику в письме о выявленных нарушениях (неблагоприятных обстоятельствах) или подготовить отдельное письмо.


Немотивированный отказ исполнителя


img

Согласно части 2 статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе (немотивированно) отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику убытков.

Вместе с тем, согласно части 21 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.


Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)


img

Чтобы избежать проблем с возможным попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо при решении вопроса об одностороннем отказе от исполнения контракта «держать ухо востро».

Если исполнитель твердо решил контракт расторгнуть в одностороннем порядке и нашел к тому основания, не стоит медлить с направлением соответствующего уведомления заказчику. Так как заказчик «почуяв неладное» может также предпринять попытку расторгнуть контракт в одностороннем порядке обвинив исполнителя в неисполнении условий государственного контракта. В последнем случае попадание в реестр исполнителю обеспечено.

Так, согласно части 2 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.


Образцы юридических документов относящихся к статье (загрузить, скачать):
Образец уведомления заказчика исполнителем о расторжении госконтракта в одностороннем порядке:
docx (в архиве)
pdf


При использовании материалов настоящего сайта, просьба ставить активную ссылку на источник.
Назад к содержимому