В течение пяти дней после оформления ДТП по европротоколу не заявил в страховую – платить или не платить?
☀ Уважаемые читатели!
Сейчас мы прольем свет на получившие в настоящее время распространение ситуации, когда автовладелец, оформив ДТП без участия сотрудников ГИБДД (по европротоколу), не направил в течение пяти рабочих дней со дня ДТП страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.
Впоследствии, страховщик требует с указанного автовладельца - виновника ДТП возместить сумму страхового возмещения, выплаченного потерпевшему (50 или 100 тысяч рублей). Как правило, приходит СМС или почтовое уведомление из страховой компании с настойчивым предложением заплатить указанную сумму в кратчайшие сроки.
В данной ситуации человек начинает «метаться» в поисках выхода из сложившейся ситуации. Начинается поиск информации в Интернете, обзвон знакомых юристов, адвокатов, работников страхового бизнеса.
☀ «Платить или не платить?» - вот в чем вопрос.
Ответим на этот вопрос однозначно, обоснованно и по существу.
Свой ответ построим на «трех слонах»:
- позиция конституционного суда;
- позиция верховного суда;
- судебная практика исходя из вышеизложенных позиций.
Действительно, существует множество мнений на эту тему. Обилие статей в Интернете. Юристы тут и там высказывают свою готовность взяться за решение данной проблемы.
Разберемся, кому верить и что делать.
И так, Конституционный Суд Российской Федерации по данному вопросу сформулировал позицию, согласно которой положения закона о праве требования страховщика к лицу, причинившему вред (п.п. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») призваны обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя и Конституции Российской Федерации не противоречат (определения от 20.12.2018 № 3235-О от 25 мая 2017 года № 1058-О и № 1059-О и др.).
То есть, конституционный суд ничего «крамольного» в данной норме права не нашел.
Верховный Суд Российской Федерации (Постановление Пленума от 26.12.2017 № 58) сформулировал позицию по данному вопросу лаконично и четко - основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика к причинителю вреда, пропустившему пятидневный срок для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о ДТП могут быть только уважительные причины (не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность.
Если коротко, то во всех случаях, когда нет уважительных причин пропуска пятидневного срока, требования страховщика подлежат удовлетворению судом. К уважительным причинам могут быть отнесены: тяжелая болезнь, стихийное бедствие, военные действия и т.д.
Что касается судебной практики судов первой инстанции (мировые суды), то она зафиксировала отдельные случаи отказа в удовлетворении требований страховщика исходя из того, что и без указанного уведомления истец (страховщик) своевременно знал обо всех обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия в связи с обращением к нему другого участника происшествия, и произвел по данному страховому случаю соответствующую страховую выплату. Судьи исходили из недоказанности факта причинения ущерба страховщику, а действия страховой компании расценивали как злоупотребление правом.
Подобные решения вышестоящими судами отменены. Во-первых, страховщики, имея в штате квалифицированных юристов просто так сдаваться не будут. А во-вторых, в свете разъяснений вышестоящих судов и императивного предписания закона, изложенная позиция судов первой инстанции оказалась несостоятельной по двум причинам:
- мировые суды не мотивировали, в чем именно выражено злоупотребление правом со стороны страховщика, в обход какого закона он действовал, и в чем заключалось его намерение причинить вред ответчику;
- предусмотренный п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» переход к страховщику права требования от виновника ДТП выплаченной потерпевшему суммы причиненного ущерба в случае не направления виновником страховщику второго экземпляра бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней, не находится в зависимости от факта осведомленности страховой компании об обстоятельствах ДТП, а также признания случая страховым и осуществления страховой компанией выплат потерпевшему.
Таким образом, вывод один: если отсутствуют уважительные причины пропуска пятидневного срока, то платить придется.
Мы рекомендуем не дожидаться судебного разбирательства, но здесь возникает второй, не менее важный вопрос:
☀ Насколько обоснована сумма, которую придется заплатить, не завышена ли она?
Для ответа на данный вопрос необходимо уяснить, что в сумму, которую требует от вас страховщик, он имеет право включить:
- страховое возмещение, выплаченное потерпевшему;
- расходы, понесенные при рассмотрении страхового случая.
И здесь мы рекомендуем вступить в процесс досудебного урегулирования указанного вопроса с целью получить от страховщика документы, подтверждающие обоснованность заявленной им суммы.
План действий предлагаем такой:
- направить письмо страховщику (образец можно скачать в конце статьи);
- изучить поступившие от страховщика документы, показать их специалистам и оценщикам;
- принять решение об оплате требуемой суммы либо об оспаривании оценки ущерба или размера расходов, понесенных страховщиком при рассмотрении страхового случая.
Удачи!